Гульнара Нижинская

Газета "FORUM"(США) 2009 -«КРИЗИС – ЭТО ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ» интервью

Gulnara-Nizhinskaya

Эксклюзив

 

«КРИЗИС – ЭТО ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

 

( О КИНО, ТЕАТРЕ И ЖИЗНИ)

 

Если чудо должно случиться – оно обязательно случится.  Надо только ему помочь…В канун Дня Победы чудо случилось прямо в редакции нашей газеты: к нам в гости пришла молодая и красивая российская актриса, режиссер, и продюсер Гуля  Нижинская. Произойти чуду помогла Люба Юсуфова из общины горских евреев Нью-Йорка… Дело в том,  что Гульнара – горская еврейка, дочь выдающегося юриста современной России Гасана Борисовича Мирзоева, которого хорошо знают далеко за  пределами страны.  К Гасану Борисовичу мы еще вернемся в разговоре с Гульнарой, а пока поговорим  « О самой Гульнаре  в искусстве».

 

Справка

Гульнара  Нижинская – драматическая актриса театра и кино, режиссер,, продюсер. Училась у известных мастеров Анатолия Ромашина во ВГИКе, Сергея Мелконяна в SMDA  , Александра Ширвиндта в ВТУ им Б.В.Щукина, Владимира Меньшова в ВКСР. Снялась, более чем, в 22 картинах, как в главных так и в ролях второго плана, работала в Государственном  Театре Сатиры.

В 1996 году организовала вместе с мужем антерпризный театр «Нижинский –театр», который успешно гастролировал в России и за рубежом. Работала креативным  продюсером в компании «PPPCINEMA» (Германия-Россия-Франция).   Как режиссер- постановщик сняла несколько короткометражных фильмов.

Организатор Торжественной    Церемонии Вручения Ежегодной Премии имени Н.Ф.Плевако.

 

Гульнара, несмотря на молодость,  вы уже много лет в кино, театральном искусстве и в шоу-бизнесе в разных ипостасях. У вас богатый послужной список.  Судя по нему, вы снялись в таком количестве фильмов, в котором за всю свою жизнь многие актеры, по-моему, не снимаются.

 К сожалению, сегодняшний российский кинематограф и  телевидение  не могут похвастаться качеством.  И  «послужной список» сегодняшних актеров больше  основан на колличестве,  в том числе и мой. Но, это не наша вина-это дань времени. Честно говоря, сейчас  я  сконцентрирована на режиссерской и продюсерской деятельности в большей степени.  Это не значит, что я не буду заниматься актерской деятельностью,  но это значит  что сегодня,  мои планы  и их реализация лежат  в этих  областях.

 

 Речь о режиссуре кино или режиссуре в целом?

Режиссуре кино. Я закончила учиться этой зимой  в мастерской Владимира Меньшова  на ВКСР (Высшие Режиссерские  Курсы Режиссеров и Сценаристов) где  в свое время  учился  Никита Михалков и  многие другие известные  режиссеры. Сняв  несколько  короткометражных фильмов, получила добро  от педагогов снимать полнометражное кино. Сценарий и идею одобрил В.В.Меньшов, Павел Лунгин, Егор Кончаловский. В моем фильме Егор будет выступать в качестве исполнительного продюсера и художественного руководителя.

 

 Вы являетесь организатором ежегодной премии  имени Н.Ф  Плевако.  А какое отношение это имеет к кино?

Не сказала бы, что имеет какое-то отношение  к кино. В данном случае, я выступаю в роли продюсера.  По жизни, так случилось, что я принимала участие в организации крупных мероприятий со звездами, с привлечением прессы, спонсоров  и т.д. В какой-то степени, это уже неотъемлемая часть моей жизни и  мне это нравится.  Работала на правах креативного продюсера  в кинокомпании  « РРРCinema»,  в картинах  где снимались  Пьер Ришар(«Парижане»),  Анни Жирардо («Воротилы»).

 

Но, мне кажется, что здесь определенная связь между вами и вашим отцом. Гасан Борисович Мирзоев - человек известный не только в юридическом мире, но и в еврейском мире, в целом.  Я с ним познакомился в 2002 году,  когда он был гостем  Учредительного съезда Всемирного конгресса русскоязычного еврейства. Он произвел на меня впечатление человека широко эрудированного  и хорошо понимающего, что вокруг него происходит в России. Почему вы не пошли по линии отца?

Я никогда не хотела заниматься юриспруденцией,  хотя отец  говорит,  что у меня,  у единственной в семье,  врожденный дар следователя и лучшего прокурора он себе не представляет. Я ему отвечаю: « Что лучше быть хорошим артистом, чем плохим юристом!»  тем более что у  нас  в семье одни юристы. До сих пор папа не может успокоиться и мотивирует меня идти учиться  на  юридический факультет,  так как  он  является  ректором  Российской  Академии Адвокатуры и Нотариата. Что касается Церемонии вручения наград  им Н.Ф Плевако, то её  по праву называют «адвокатским Оскаром». Среди тех, кому  вручают профессиональные награды,   не только  адвокаты, но   также политики и представители общественности. Я принимаю участие в постановочной концепции  Церемонии, концертной  программе  и в создании общего антуража  мероприятия.

 

Вернемся к кино. Вам приходилось  играть женщин разных  национальностей, разных характеров. Отношение к собственной национальности диктует поведение не только перед камерой, - в принципе, диктует твое поведение в жизни. Вы учитываете это, когда играете ту или иную роль?

Я никогда не стеснялась того, что я еврейка. Такая  вот  у меня  позиция. Она была, есть и будет! Я никогда этого не скрывала. Объяснять что горская, это долгая история. Просто говорю, что еврейка.  Как ты относишься к этому, так и все остальные будут относиться к тебе.

Несмотря на то, я родилась и воспитывалась в России, я не чувствую себя  однозначно русской. Я  горжусь тем, что я еврейка.  Не воспринимаю деление на бухарских и горских, грузинских и ашкеназских.  Для других народов мы все-евреи.

 

Где вы себя чувствуете сильнее?  В классическом  или в современном кино и спектакле?

Если  ты играешь роль в классическом спектакле, ты соприкасаешься с традицией, законами  общества, выработанными временем. Это диктует  подход к созданию образа, сообразно тому времени,  в рамках которых задан  тот или иной спектакль.  В современном кино и спектакле я себя чувствую гораздо более свободнее и комфортнее и это естественно. Это мое время, мои привычные условия, мне не надо задумываться и работать над тем, над чем приходиться работать в спектакле «другого времени». Другое время-  это другие манеры,  мода, походка, другой этикет  и прочее. Я воспитана на традициях русского театра.  В нем актер должен учитывать «время  и место действия» ,работая над ролью, чтобы   порождать требуемые образы…Вот поэтому не хочу и не могу  отделять классику от современности. Это одно поле моей жизни в театре и кино.(/p>

 

Вы не первый раз в США?

Конечно не первый. Первый был пятнадцать лет назад. У меня здесь родственники, друзья, коллеги.

 

А сейчас вы приехали по рабочим делам?

Да. В первую очередь, именно, сейчас. Почему? Потому что кризис – это всегда благоприятное время для новых дел. Мне нравится китайский иероглиф – КРИЗИС, который имеет два значения – это проблема и возможность. Если говорить об искусстве, Не знаю, насколько об этом  известно широкому кругу читателей, но  первые десять лет  столетия  – это время зарождения  новых жанров, расширения и углубления возможностей человека, но  также время -поиска и хаоса. Если за эти 10 лет ты создашь нечто новое в искусстве, то на последующие 100 ты становишься «классиком».  Если  проследить динамику художественных  изменений последнего 10-летия  и  не только в России, вы увидите,  что их там невероятно много.  То есть абсолютный трэш – «мозговой взрыв». Сейчас такова тенденция в искусстве – «выигрывают» те (неважно сознательно или бессознательно), которые грамотно смешивают жанры, грамотно и гармонично.  Сейчас время  «пост –пост -модернизма». Только в наше время может родиться такой жанр , как «психоделический ералаш»!

Это  также надо использовать в области  маркетинга и  не бояться эксперементировать .Такой «авангардный  маркетинг»,  когда  состыковать не совмещаемые, казалось бы, вещи, гармонизируя. Именно по этой причине я здесь! Во-первых,  я  собираюсь снимать полнометражный фильм и прорабатываю различные  варианты получения и вложения  инвестиций. Кстати, если  говорить об Америке, то  tyspan>сейчас открываются изумительные перспективы для  кинопроизводства.  Лучшее время для сотрудничества в области киноиндустрии. Цены  на услуги упали, освободилось много техники, павильоны пустуют….  Ни в одной другой стране  нет такого потенциала и возможностей, как в США  и это надо учитывать. Возможностей много, а денег, чтобы вкладывать  в кино мало. Сейчас, здесь выгоднее производить, а в России продавать.

 

Что кино тоже живет по законам глобального рынка?

Да, конечно.

 

Ну раз вы на нашем берегу, хотя мы говорим на одном языке, живем на разных берегах, может, скажете несколько слов об американском, современном кино в вашем понимании?

В мире  кино делится на коммерческое и не коммерческое   Касаемо западного  кино, тут, так же как и везде:  Есть ширпотреб, который делается как на конвейере и в прокат пускается по этому же принципу. Но также есть американское уникальное кино. Кстати, по поводу «микста». Сейчас французы с американцами сняли потрясающий фильм «Заложница».  Обязательно посмотрите. Сработал симбиоз американских производителей  и европейских, при участии голливудских звезд   - это тоже есть.

 

Давайте поговорим  о театре и ваших режиссерских работах…

В свое время мы с мужем создали театр, который успешно  гастролировал в стране и за рубежом… Было это уже давно. Мой муж работал в русско-американском театре «Арлекин» под  руководством Сергея Мелконяна.  И у него была практика американской школы. А у меня была классическая база европейского театра. И это позволило нам создать интересный «микст»- театр с неплохим репертуаром, который отлично принимался широким зрителем. Тогда мы делали то, что умели делать, и каждый привносил свое, я как организатор художественной части, он административной.

 

То есть вы с точки зрения классики соединили несоединимое?

Не думаю. Просто на базе классических знаний о театре и собственного театрального опыта мы сделали то, что сделали.  p/span>Мы хорошо знаем приемы классики, ее устоявшиеся формы И как только появляется что-то новое, мы уже знаем, где классика кончается и начинается авангард. Это касается всего, и организация нового дела и продвижения того или иного товара, и постановочного процесса.

 

Кажется, мы уходим в театральные дебри. Вернемся для завершения  разговора к обычным вещам. Вы из еврейской семьи, что вы знаете о еврейских традициях?

Ровно столько, сколько вкладывал в нас папа. Он не так  давно стал соблюдать законы иудаизма. Он был верующим человеком всегда, но известные всем обстоятельства не позволяли ему это делать. Перед всеми нами в то время стоял вопрос не столько того, что ты хочешь, сколько возможного.  Сохранять веру и играть в игру с государством , настолько чтобы она не подставила под удар тебя и твою семью, давалось не каждому. Это было, конечно, сложно.

Папа стал сейчас соблюдать шабат.  Я это поддерживаю. Только сейчас начинаю узнавать все больше и больше о еврействе. И потом я тоже поняла, как важно знать свои традиции. У меня есть светские друзья,  для которых шабат естественное явление. Мне радостно, что моя семья и я, в том числе,  стали приближаться к соблюдению традиций нашего древнего народа.

 

И последний вопрос, точнее, предложение.  Что бы вы хотели сказать, тем, кто будет читать это интервью?

Самое главное, чтобы сейчас, в этот странный период, период кризиса,  воспринимать  и искать положительное. Любая проблема  -   может стать задачей, которая,  будучи решенной, поможет выйти  на новый уровень. Чем бы вы не занимались, что бы вы не делали,  шагайте смело вперед!

 

С Г. Нижинской беседовал Михаил Немирововский