Гульнара Нижинская

Мужской журнал PENTHOUSE март 2009 интервью

Гуля, вас, наверное, об этом много раз спрашивали, но все же: почему выбрали профессию актрисы?

Мы в детстве вместе с братом что-то постоянно придумывали – какие то лотереи, разными голосами пели Владимира Высоцкого – и это было в кайф. А в 15 лет я познакомилась и влюбилась в актера МХАТа. Это была моя первая любовь. Помню, как он привел меня, целомудренную, в гримерку Вячеслава Невинного и впервые поцеловал. На меня произвела впечатление именно вся эта театральная атмосфера.

Где учились театральному мастерству? Сразу ли поступили?

В начале 90-х мы всей семьей уехали из России в США. Отучившись в Нью-Йорке в обычной школе, я решила вернуться в Москву для поступления в театральное училище. Родители мои были против этого, а отец до сих пор считает мою профессию несерьезной. Для него актриса равносильна девушке легкого поведения.Приехав в Москву, я в рваных на коленках штанах, с банкой пепси-колы в руке и майке, привезенной из Майами, с изображением Микки-Мауса пришла на прослушивание в Театральное училище имени Щепкина. Я ничего не учила, а пришла и экспрессивно рассказала свое стихотворение. Принимал тогда Владимир Сафронов. В итоге мне сказали прийти в следующий раз подготовленной и нормально одетой.Я решила взять в качестве прозы то, что никто из абитуриентов не читает, и остановила свой выбор на эротической литературе, на отрывке лесбийской сцены из книги «Эммануэль». На прослушивание я надела платье, голубой пиджак, туфли на высоком каблуке и – самое главное – вставила голубые линзы. Они были настолько яркими, что я была похожа на монстра. И вот выхожу я к приемной комиссии и начинаю абсолютно искренне читать: «…она скользила рукой по ее загорелому заду, проникая в промежность…» Повисла пауза. Естественно, меня не взяли. Сейчас даже в шутку, наверное, мне сложно было бы это повторить. Далее я пошла во МХАТ, где мне сказали, что мои черные брови – крашеные, хотя это было неправдой – мой натуральный цвет волос черный. Уже отчаявшись, я пришла во ВГИК и прочитала помимо «Эммануэль» пародию на басню Крылова «Ворона и Лисица», которую, кстати, читала и в Щепкинском. И меня взяли. Правда, с третьего курса отчислили за ненадлежащее поведение, но об этом я нисколько не жалею. Работая в театре «Арлекин», я познакомилась со своим будущим (а ныне – бывшим) мужем. Поженившись в 1997 году, мы создали свой театр, в котором первый же спектакль принес успех. Благодаря ему я попала в Щукинское училище к Александру Ширвиндту. Потом поработала в театре «Летучая Мышь», а затем в «Сатире». Как раз после этого меня пригласили в «Мою прекрасную няню». 

Чем занимаетесь сейчас?
Продюсированием и режиссурой. Мне всегда говорили, что я должна режиссировать. Но пугал стереотип: раз ушла в режиссуру, значит, плохая актриса. Когда мне уже не надо было что-то себе доказывать, я занялась режиссурой. Меня практически сразу взяли на высшие режиссерские курсы, которые я совсем недавно закончила.

Работаете над каким-нибудь собственным проектом?
Да, это началось с 2006 года, когда на 90-летие киностудии Горького мне попался сценарий под названием «Яхта», который и начал меня двигать как продюсера. Но потом, попав в неприятную историю, в результате которой меня обманули на очень крупную сумму, я впала в депрессию. Это был хороший опыт.К сценарию я вернулась лишь четыре месяца назад. Учитывая кризис, все меня отговаривают, но я уверена в успехе. Есть один принцип: что я теряю? Мой авантюризм позволил встать на путь получения аргентинского гранта: там мы планируем работать над производственной частью, а здесь над пост-продакшн и выпуском. И, учитывая кризис, мне звонят из компаний, готовых вкладывать деньги в фильм на любых моих условиях, что приятно. Работая с «Яхтой», познакомилась с Егором Кончаловским, который, заинтересовавшись сценарием,сейчас выступает в качестве художественного руководителя и исполнительного продюсера. Мне нужен был как раз такой человек, в котором я была бы уверена.

Каков сюжет?
Это мистическая история: молодые люди, обвенчавшись на берегу моря, сбегают от родственников и гостей, чтобы отправиться в свадебное путешествие, но попадают в аварию. Сидя на берегу и приходя в себя, они видят подплывающую яхту. Хозяйка яхты предлагает доставить их в ближайшую больницу, и они соглашаются. Попав на яхту, они забывают о своих ранах, планах и времени. А далее оказывается, что яхта и все происходящее на ней -это клиническая смерть в результате аварии. У меня даже уже готов саундтрек к той части, когда девушка открывает глаза и все понимает. Это очень сильный фильм. По напряженности я могу сравнить его с фильмом Джузеппе Торнаторе «Чистая формальность». Мое режиссерское решение состоит в том, чтобы показать, что фестивальное кино можно сделать и для широкого экрана. Изо­бразительный ряд, схожий с фильмами «Лагуна» и «Пляж», резонируется смысловой нагрузкой. То есть идет триллер, но виды – прекрасные.

Профессию актрисы вы оставили навсегда?
Тут вообще парадокс. Когда мне нужны были роли, их не предлагали, а сейчас, когда занялась своим де­лом, начали звонить и звать, но у меня уже нет на это времени. Всем сразу заниматься нельзя. Я полностью посвятила себя созданию продукта под названием «Яхта». Я участвую в нем и как продюсер, и как организатор, и как, естественно, режиссер.

Идеальная киногероиня для вас?
Какую-то конкретную роль назвать не могу, но в ней должен быть диапазон, развитие героя. Я очень люблю, когда происходят какие-то метаморфозы, что-то меняется. Театр тем и хорош, что на протяжении полутора часов актер должен провести линию и удержать внимание зрителей здесь и сейчас. Во всех своих прошлых ролях я находила эту линию.

Кино считаете искусством или ремеслом?
Я так думаю: есть алмаз, а есть -бриллиант, и некомпетентному человеку сложно отличить алмаз от простого стекла. Бриллиантом алмаз становится после огранки. Применяя это к кино, можно сказать, что бриллиант – это ремесло, а значит, технологии, а алмаз – это дар, талант и способности человека, и если с талантом ничего не сделать, то его так никто и не поймет. Учат всех одинаково, но, применяя технологии к своему таланту, получается у всех совершенно по-разному. То есть ремесло помогает организовать свой талант.

Есть ли в планах уехать работать за границу?
Если пригласят, то почему нет? Я бы не стала где-то в другом месте жить, но работать – да. Очень скучаю по Нью-Йорку, по Америке.

Кумиры?
Во-первых, Аль Пачино. Он совмещает две школы – русскую и американскую, поэтому, даже когда он ничего не делает, мы его чувствуем. Второй – Эдвард Нортон. Мне он запомнился по фильму «Первобытный страх», где у него было раздвоение личности. Это настоящее мастерство, от которого по коже бегают мурашки. И третий актер -Кевин Спейси. В фильме «Красота по-американски» он держит невероятный диапазон, такое тонкое искусное перевоплощение. Причем по внешности все эти три актера довольно-таки посредственные. С женщинами гораздо сложнее, но Вупи Голдберг, безусловно, очень талантливая комедийная актриса. А, примеряя к своему фильму, роль девушки я отдала бы Шарлиз Терон.С русскими тяжелее. Говорить о вчерашних актерах неинтересно, так как они признаны, и ничего нового я все равно не скажу. Константин Хабен-ский прекрасно справился со своей ролью в фильме «Ирония судьбы-2».

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим актером?
Прежде всего, он должен иметь очень сильный характер, но при этом быть постоянно «оголенным», открытым, так как на площадке ему приходится морально раздеваться. Нужно иметь прекрасное внутреннее ощущение самого себя, самодостаточность, знать свои достоинства, уметь не завидовать.

Тяжело ли совмещать карьеру с личной жизнью?
Я не могу грамотно расставить приоритеты – ребенок ли это, семья в целом или работа. Будучи беременной, я репетировала, когда родился Леонард, я поехала на гастроли во Францию. Пять месяцев с ним был муж. В тот момент ничего не мешало, но сейчас я считаю своим недостатком то, что не могу расставить все точки.

А это нужно сделать для получения гармонии?
Сейчас я чувствую себя не очень устроенной, так как рядом нет настоящего мужчины. Мне не хватает опоры. Например, иногда хочется поделиться своими делами, мыслями или пожаловаться. Хочется выложить всю накопившуюся информацию. И не просто подруге, а мужчине, другу, опоре, любовнику. В своем окружении я не могу найти подходящего мне человека. Многие мне говорят, что это все из-за моего сильного характера, но если я буду слабой, то стану не­честной по отношению к себе.


Какими качествами должен обладать ваш мужчина?
Он должен быть мудрым человеком, стремиться к знаниям, росту, к познанию себя, жизни и т.д. Не важно, богатый он или бедный, важно внутреннее состояние. У нас должно возникнуть понимание. Идеальная схема отношений мужчины и женщины изложена в Библии: мужчине нужно уважение и покорность, а женщине – забота и любовь. Эмансипация делает страшные вещи. Сегодня бизнес-вумен приходят в женские клубы и снимают себе мальчиков на ночь. Но это же бред! И одни несчастны, и другие.

Кто вас окружает?
Совершенно разные люди. Много, конечно, людей из творческой среды, но всегда интересно пообщаться с людьми из бизнеса. У них совершенно другое мышление, а математики с физиками меня поражают своим языком и четкими высказываниями.

Как предпочитаете расслабляться? В каких странах любите отдыхать?
Для меня лучший антидепрессант – это секс. Лучше этого нет ничего. Что касается страны, то это Таиланд – страна моей души. Я езжу на острова, где никого нет, даже с палаткой там отдыхаю. В этом месте царит особая энергетика, на фоне которой у меня постоянно происходят откровения, открытия. Я люблю там читать, однажды даже взяла с собой целый чемодан книг. Море, песок, книги, закат… Я бы там по три месяца жила. Это моя страна в плане отдыха, еды, всего. Я обожаю рыбу, а после Таиланда в Москве совершенно не могу ее есть.

Какие книги читаете?
Человек все, что читает, должен конструктивно использовать. Я получаю знания, чтобы с ними что-то делать, а вообще просто абстрактные знания не люблю. Для меня книги – источник информации, которую я применяю по отношению к себе. Не люблю фантастику. Сейчас я читаю полухудожественную литературу, философскую – Анхеля де Куатье. Читая его на одном дыхании, возвращаешься к себе. Ошо еще читаю.

Как поклонники?
Разное бывает. Допустим, я не люблю занавески и однажды, как обычно, вышла ночью в голом виде на кухню попить воды. И вдруг вижу яркий свет из окна дома напротив. Там стоит голый мужик и машет мне. У меня потом даже была фобия, я не отвечала на телефонные домашние звонки и так далее. А другой мой поклонник, наоборот, создал для меня сайт и его ведет.

Как хотели бы провести Восьмое марта?
Конечно, хотелось бы внимания любимого мужчины. Плюс всегда приятно, когда тебя вспоминают и искренне поздравляют.

Чему самому главному научились в своей жизни?
Один из моих девизов: победитель не тот, кто всегда побеждает, а кто не сдается.

Что в планах на этот год?
«Яхта». Я планирую ее запуск в марте, далее год на производство, а уже в марте 2010 года – выход на экраны.